Аналитика

Новый эволюционный магазин «Дикси»

ВСТУПЛЕНИЕ

И вот он, новый формат Дикси – «эволюция имеющегося формата», как сказал на открытии Юрий Семенов, генеральный директор Дикси или же новый эволюционный магазин «Дикси». Компания около года делала данный проект, и я решил посмотреть, что же в итоге получилось.

Предпосылки для усиления CVP формата Дикси вполне очевидны. Сложившаяся аудитория сети это в основном не самые богатые аудитории экономов, которые имеют достаточно базовые потребности. Они, как правило, не делают спонтанных покупок и очень рациональны. Все это давно не дает покоя компании, и ей очень хочется привлечь целевую аудиторию, с более высокими запросами, которая готова тратить больше. Этот факт, в свою очередь, может принести компании рост оборотов и более высокую доходность.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (ВОСТОРЖЕННАЯ)

Нельзя сказать, что у Дикси не было сложившегося формата. Когда-то, основатели компании строили дискаунтеры. Но с течением времени, Дикси постепенно уходил от традиционного дискаунтера, как и многие прочие компании, начинавшиеся в конце 90х как дискаунтеры. Но вот к сервисному магазину с более широким выбором, достаточным для аудиторий с более высокими запросами, формат увы, так и не приходил.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

В результате, с одной стороны «Дикси» поджимают жесткие дискаунтеры, предлагающие более низкие цены, а с другой традиционные супермаркеты, с лучшим сервисом и ассортиментом. Компания, исторически пыталась усидеть на двух разных стульях, что как известно, не удобно, а бывает и вредно. Говоря языком маркетинга, прошлый формат «Дикси» – это такой половинчатый формат. И не дискаунтер в полной мере, но и до современного магазина «у дома» еще не дошел. Промежуточные решения в маркетинговом позиционировании, без четкого фокуса – самые уязвимые, которые подвержены атакам с двух сторон, более сильных в своих компетенциях конкурентов.

И, конечно, Дикси давно надо было определяться. Выбор был сделан, явно в пользу сервиса и современности.

Прямо при входе в новый эволюционный магазин «Дикси» вас встречает новый образ Яблока на фиолетовом фоне. Смотрится очень позитивно и надеюсь, юристы проверили этот образ на возможность его использования. А то крупный американский производитель гаджетов известен своим ревностным отношением к использованию подобных символов.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

На входе покупатель сразу же попадает в зону готовой еды и пекарни с кофейным автоматом.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

За ней начинается зона фруктов и овощей, которая примыкает к зоне свежих продуктов. Все эти зоны, удобно соседствуя, предлагают покупателю товары, наиболее часто пополняемые в магазинах формата «у дома».

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Конечно, развивающиеся сервисы доставки «Самокат» и «Яндекс Лавка» уже конкурируют за этого покупателя, но не смотря на рост онлайн рынка, достаточно много покупателей продолжают ходить в магазины «у дома», в том числе и более молодые и перспективные аудитории покупателей. При выборе оборудования, специалисты использовали низкие холодильники и стеллажи в середине торгового зала, что дает «воздух в помещении» и позволяет издалека видеть крупную навигацию отделов и ориентироваться в торговом зале.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

В магазине применяются дополнительные «сервисы удобства»: навигация о программе лояльности с QR кодом прямо на столбе для удобства скачивания приложения,

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Дикси зовет покупателей в свое приложение и программу лояльности. Аудитории пенсионеров часто не имеют смартфонов и не пользуются приложением. Призыв к более молодым целевым аудиториям

Сканеры проверки цен.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Холодильники для напитков. Все пиво и большая часть напитков формата «потребления на месте» находится в холодильниках.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Специальное оборудования для сыпучих продуктов, продающихся большими объемами

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Кассы самообслуживания с возможностью взвешивания весового товара и даже робот пылесос, оформленный как нечто внеземное 😀

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

В целом новый образ магазина выглядит свежо, современно и позитивно эмоционально. Цветовая и световая презентация, а также оборудование, зонирование и навигация сделаны на отличном уровне и наверняка понравится покупателям. Но мы приходим в магазин не только для того, чтобы получить эстетическое удовольствие.

Мы ходим туда за конкретными товарами, которые мы предпочитаем остальным в силу своих потребностей, социальных запросов и лояльности к тем или иным производителям. И вот тут возникают некоторые вопросы.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ (ЗАДУМЧИВАЯ) 🤔

Начиная прямо со входа, и с категории готовой еды, не покидает ощущение разрыва в проделанной работе между теми, кто планировал, строил и оборудовал магазин и теми, кто планировал ассортимент. Ощущение того, что это люди из разных компаний, не объединенных одним видением не покидало до самого конца. И если первые сделали свою работу на отлично, то, когда начинаешь изучать ассортимент, сталкиваешься с тем, что выбора не хватает, а само по себе товарное предложение в целом бедноватое и не интересное.

Категория готовой еды, явно не достаточна для выбора и закрытия потребностей возле дома. Хорошая «Пятерочка» (а они тоже бывают разные) или «ВкусВилл» превышает предложением в готовой еде примерно в два раза.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

И «Пятерочка» дает не только большее разнообразие, но и вполне достойное качество. Работа над этой категорией планомерно идет последние несколько лет. «Дикси» в новом магазине дал откровенно слабый ассортимент. Готовая еда от Шоколадницы, это конечно вполне съедобно и узнаваемо, но дорого. Достаточно посмотреть на один из товаров индикаторов (KVI) – блины с мясом.

Цены на KVI – один из показателей, по которому покупатель идентифицирует ценовое позиционирование торговой точки.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Ну а если взять других производителей, то салат столичный от Freshclub, купленный как еще один KVI, имел очень непривычный запах при вскрытии, не смотря на нормальный срок годности на упаковке. А на вкус был как продукт, прошедший уже один раз через чей-то желудок, в связи с чем был целиком отправлен в мусор. Да и в целом, внешний вид продуктов, произведенных не Шоколадницей, не вызывал желание их купить. А это одна из важнейших, на сегодня категорий потребления.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Свежая выпечка из пекарни

Пекарня в новом виде это конечно огромный шаг вперед, по сравнению со старыми форматами. Но здесь тоже хватает некоторых продуктовых ошибок, которые не плохо бы доработать. Круассаны уже более похожи на то, что французы называют этим продуктом, но на рынке существуют чуть более дорогие, но при этом более вкусные полуфабрикаты для их производства. Что касается чиаббатты, то ей далеко до идеала. У нее не хрустящая корочка и не такой пышный мякиш, по сравнению с другими пекарнями в торговых залах подобных магазинов. Чесночный багет проигрывает подобному багету и в «Пятерочке», и в «Да». И это все факторы, из которых потом будет складываться желание или нежелание идти в этот конкретный магазин.

К качеству готовых блюд и выпечки современный потребитель предъявляет серьезные требования не только по стоимости, но и по органолептическим свойствам. А переходя с профессионального на простой человеческий язык – к «съедобности» и вкусовым ощущениям от этих блюд. И тут в большей степени важен вкус, а не стоимость на полке. Это товары, которые покупаются импульсно и эмоционально. Но пока, менеджеры мыслят в большей степени единственным критерием – низкой ценой закупки, и не учитывают остальные запросы целевых аудиторий. И это много лет было проблемой Дикси настолько, что покупатели с запросами на разные «вкусности», постепенно стали делать выбор в пользу других торговых точек.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Овощи и фрукты

Не смотря на явный прогресс, презентация товаров еще далека от идеала. А учитывая то, что категория расположена практически на входе, она задает отношение ко всему магазину. Внешний вид авокадо, оставляет желать лучшего, торговец на открытом рынке, уже списал бы или сильно уценил этот товар. Массовая выкладка фейхоа, которая не имеет такого спроса в России, как в других странах, явно приведет к товарным списаниям. Да, сейчас сезон этой ягоды, но она мгновенно портится без температурного хранения. И в результате на полке лежит много ягод, не самого хорошего качества. Это накладывает негативное впечатление на весь отдел, и на картошку , капусту и лук, которые демонстрируют хорошее качество и цены.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Некоторые вещи в торговом зале вообще удивляют. 19-литровые бутылки воды обычно возит доставка из крепких мужчин. Прямо вижу, как хрупкая женщина тащит волоком такую бутылку от кассы🤣 Бонусы решают все.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Прочие категории

Маслины в основном без косточек, вообще нет крупных и вкусных оливок и маслин, а это хорошая закуска к алкогольным напиткам и составная часть салатов. Нет выбора оливкового масла, но полка заполнена мало чем отличающимися друг от друга растительными маслами. Между тем и оливковое масло и бальзамические уксусы, которых тоже нет – составная часть средиземноморских салатов. И авокадо с рукколой купить можно, а бальзамический уксус и оливковое масло нет.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

К сожалению, грустна и не интересна винная полка. Ей явно не хватает вин более высоких ценовых сегментов для покупателей авокадо, рукколы и экзотических ягод. А споры о разделении навигацией и выкладкой белых и красных вин, а также разделением на страны производства, ведутся в разных сетях очень давно. Растущие сети алкомаркетов так или иначе работают с этой навигацией. Но в Дикси такое обсуждение пока не привело к удобной навигации в категории вин. Робот-пылесос или касса самообслуживания, не компенсируют неудобный мерчандайзинг и не дадут такого повышения выручки, как логичная и с первого взгляда понятная выкладка особенно сложных для понимания товарных категорий.

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

Новый эволюционный магазин "Дикси" - RETAILITY

В целом, когда смотришь на ассортимент, понимаешь, что по сравнению с прошлыми версиями форматов Дикси он не сильно изменился. Для создания хорошего и конкурентоспособного предложения покупателям с более высокими запросами, чем «базовые товары», стоило дать предложение из более высоких ценовых сегментов с отличными потребительскими свойствами.

Ассортименту не хватает зон дополнительной фокусировки, тех самых приоритетных товарных категорий, которые смогут привлечь новые целевые аудитории. Ему не хватает комплексности и предложений товаров в более высоких ценовых сегментах.

Ни одна из представленных категорий, не дает преимущества над средним предложением подобных магазинов. То есть нет никакого особенного отличия в ассортименте.

Джек Траут, из книги Сила простоты: «если у вас нет точки отличия, вам остается предложить только низкую цену»

Магазин внешне сильно изменился и конечно, скорее всего вызовет первоначальный интерес, но вряд ли эти покупатели станут постоянными, если в одной локации будут торговые точки с более удачным товарным предложениями.

Не смотря на огромную проделанную работу, магазины требуют доработки в области ассортимента, иначе рискуют не стать серьезными конкурентами различным растущим форматам.

«Тщательней надо, ребята. Общим видом овладели, теперь подробности не надо пропускать.» Жванецкий М.М.

Источник

Подпишись на канал, чтобы видеть больше новостей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *